Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования «Мир Информатики»

 Пояснительная записка

В ГБУ СО « Дергачёвский детский дом – интернат для умственно отсталых детей», в котором  проживает 90 детей. Это дети с нарушениями  различных сторон психофизического развития: слухо — речевой системы, зрительного восприятия, эмоционально – волевой сферы, интеллекта,  возникших  в результате первичного дефекта- органического  поражения головного мозга.

Для детей с умственной отсталостью, живущих в ДДИ, характерно   качественное своеобразие общего   психического развития, которое выражается в слабой познавательной активности, апатичности, безынициативности, эмоциональной невыразительности, часто они не знакомы со многими бытовыми проблемами,  явлениями  окружающей сред. Это приводит к однообразию, шаблонности стереотипности содержания сюжетно — ролевых игр, сюжетных  рисунков, к скудности речи.

Работа за компьютером  — это творческая деятельность, требующая способности мыслить изобретательно и продуктивно. Это ориентирует детей с ОВЗ  на развитие умения рассуждать  логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

При разработке  рабочей программы элективного курса по информатике , для детей с ОВЗ — «Мир информатики» учитывались психоневрологические  особенности развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики детей в каждой подгруппе.

В  основу данной программы заложены азы  изучения:

  • состава компьютера и назначения его устройств.
  • правил техники безопасности при работе за компьютером; в компьютерном классе.
  • окружающего мира;
  • признаков, свойств и действий предметов и явлений, их систематизации и классификации;
  • рисования;
  • конструирования.

 Основные цели  курса

 Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению воспитанников;

  • Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения .
  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, азов математического и образного мышления;
  • Формирование навыков работы на компьютере

Данная программа направлена на реализацию индивидуальных потребностей воспитанников школы – интерната , путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей, и основана на современном  интерактивном курсе с использованием мультимедиа-средств обучения, предназначенных для знакомства с основами работы ПК .

Каждый ребенок, живущий в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную ему информацию в различных информационных источниках, обрабатывать ее, и самое главное (требования ФГОС), использовать свои знания в жизни. Дети с ОВЗ не исключение,  и должны получить знания  в данной области, в меру своих возможностей, и использовать их  в жизни.

«Мир Информатики» разработан на технологии флэш-анимации и отличается красочностью и наглядностью представления информации. Курс полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования по информатике.

«Мир Информатики» в доступной для детей форме рассказывает о компьютере и его составляющих, знакомит с правилами безопасного поведения в компьютерных классах, дает советы по работе с клавиатурой и мышью.

С помощью данной программы дети  могут познакомиться с основами информационных технологий (графикой и конструированием), получить первичное представление об информации, ее видах, способах получения, передачи и представления, а также потренироваться, решая свои первые логические задачи.

В доступной для себя форме  они узнают, что такое множества, обобщение, модели, алгоритмы и каковы способы их представления. И все это в увлекательной красочной форме, доступной для восприятия даже самых маленьких детей.

Содержание:

1-2 год обучения;    16 уроков;  16 медиа-лекций, озвученных профессиональными актерами;  120 тренажеров; 10 различных типов развивающих игр; 150 иллюстраций; основы обучения слепому методу печати.

Преподавание построено в соответствии с принципами  “не навреди”.

Занятия по информатике проводятся, не более чем по 15 – 20 минут в день, два раза в неделю. Общее количество занятий в год – 136. По психоневрологическим  способностям  дети поделены на 2 группы. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 минут) и практических навыков работы на компьютере (1 группа 15 минут, 2 группа -10 минут).  После работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Занятия проводятся в игровой форме, т. к. игра является ведущей деятельностью детей с ОВЗ, основной упор сделан на задания и игры развивающие речь, логическое мышление, воображение, память, мелкую моторику, сообразительность, внимание, творческие способности.

 Примерная структура занятия

 Организационный момент (1-2 мин)

  1. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
  2. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, возможна работа на печатных листах или тетрадях по информатике. (10 мин)
  3. Физкультминутка (1 мин)
  4. Работа за компьютером (10-15 мин)
  5. Релаксация (1 мин)
  6. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.  Диагностика детей проводится 2 раза в год (в начале  и в конце учебного года), с целью выявления ЗУНов  полученных на занятиях.

Данная Программа обучения информатике детей с ограниченными возможностями здоровья позволит, с помощью новых информационных технологий, повышать уровень развития: сообразительности, логического и системного мышления, внимания, зрительной и слуховой памяти, речи, мелкой моторики, художественного  воображения, творческих способностей.

Для практической части занятий (работа на компьютерах) используются следующие диски с программами: «Окружающий мир», «Живая природа». «Домовёнок Бу в мире растений», «Маленький гений», «Поиграйка- Развивайка», «Первый раз в первый класс», «Мир информатики 1-2 годы обучения», графические редакторы Paint,  Art Rage.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать навыки работы с персональным компьютером;
  • развивать образное и логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам;
  • воспитать умение работать в группе;
  • воспитание уверенности в себе и своих действиях;
  • выработка навыков контроля своей (игровой) деятельности;
  • воспитание бережного отношения к вычислительной технике.
  • Развивающие:
  • развитие произвольности психических процессов;
  • развитие абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций и свойств внимания;
  • совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы и смысл заданий, уметь задавать вопросы и отвечать на них; расширение словарного запаса детей.
  • расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек — компьютер»;

Специфические задачи :

  • Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.

 Отличительные особенности данной программы:

Программа доступна и интересна, в ней максимально возможно применяются следующие методы, позволяющие дать детям первоначальные основы информатики:

 

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать возможные пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с  наглядными, игровыми, практическими методами делая последние — более результативными.

 

Наглядные методы:Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к занятию, дает возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности (презентации, демонстрационного материала, карточек, индивидуальных тетрадей) не обходится не одно занятие.

Практические методы: Нельзя научить детей, только показывая и рассказывая, не предлагая самим детям каких-либо действий. Ребенок овладевает опытом, только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала, на усвоение ими новых знаний и  на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, умений и навыков.

Ведущим практическим методом является упражнение- многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Игровые методы:

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Для развития остроты восприятия используются игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.

У детей в процессе обучения по данной программе, происходит расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с логическими играми, с выигрышной стратегией и др. Игровая деятельность детей с ОВЗ постепенно переходит в радость учения, что им так необходимо.

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

  • уметь называть части компьютера и знать их назначение;
  • использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • знать правила работы в компьютерном зале.
  • Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов);
  • объединять предметы в группы по признакам;
  • обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;
  • описывать свои действия.
  • различать большие и маленькие предметы, сравнивать предметы и выявлять большее или меньшее количество предметов или составных частей.
  • собирать целое из разного количества частей.
  • определять высказывание среди набора предложений:
  • определять истинное и ложное высказывание;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • подбирать слова, отрицающие данные;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
  • объединять отдельные предметы в группу с общим названием.

Уровень развития детей, занимающихся по данной программе, предполагается быть выше в следующих разделах: элементарная математика,  окружающий мир и по уровню психического развития в разделах: память, логическое мышление.

Содержание программы

Раздел 1. Компьютер

  1. Правила поведения в компьютерном зале, ТБ при работе за ПК;
  2. Применение компьютеров;
  3. Компьютер и его основные устройства;
  4. Системный блок;
  5. Монитор;
  6. Манипулятор «мышь»;
  7. Клавиатура.

Раздел 2. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.

Признаки и составные части предметов

  1. Цвет предметов;
  2. Форма предметов;
  3. Размеры предметов;
  4. Названия предметов;
  5. Признаки предметов;
  6. Состав предметов;
  7. Рассматривание положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов;
  8. Понятие «часть-целое»;
  9. Разбиение группы на подгруппы;
  10. Выделение подгруппы в группе;
  11. Упорядочение предметов;
  12. Закономерность в расположении предметов.

Действия предметов

  1. Понятия «ВВЕРХ», «ВНИЗ», «ВПРАВО», «ВЛЕВО»;
  2. Понятия «РАВНО», «НЕ РАВНО»;
  3. Понятие «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»;
  4. Действия предметов;
  5. Последовательность событий и состояний в природе;
  6. Порядок действий заданный устно или графически.

Раздел 3. Элементы логики

  1. Логика;
  2. Множества;
  3. Обобщение;

4.Отрицание;

5.Истинные и ложные высказывания;

6.Правила дорожного движения.

Раздел программы. Тематика. Кол-во занятий
1.              Раздел 1. Компьютер  
2.              Применение компьютеров. Правила поведения в компьютерном зале. 2
3.              Компьютер и его основные устройства. 2
4.              Работа на клавиатуре 4
5.              Манипулятор «мышь». 4
6.              Раскрашивание компьютерных рисунков. 4
7.              Раздел 2. Компьютерная графика. ГР Paint; Art Rage:  
8.              Инструменты для рисования в Paint:

кисточка, распылитель карандаш, ластик.

2
9.              Инструменты  Pain:линия, кривая линия, круг, овал квадрат, прямоугольник 2
10.          Практическая часть: рисование в Paint «Большой и маленький подарки» 2
11.          Инструменты для рисования в Art Rage:

ü    меню (режимы работы графического редактора);

ü    панель палитры (палитра цветов).

2
12.           Инструменты редактора Art Rage:

ü толщина инструмента;

ü    рабочее поле («холст»),  фон

2
13.          Практическая часть:  Рисование в ГР     « Мир вокруг меня» 2
14.          Технология обработки графической информации (на примере графического редактора ArtRage).

ü использование в работе планшета, пера;

ü выбор инструментов для рисования;

ü    составление  простейших тематических изображений

 

2

 

15.          Раздел 3   Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов  
16.          Тема 1. Признаки и составные части предметов  
17.          В мире растений с домовёнком Бу 6
18.          Цвет   и форма предметов. 2
19.          Размер предметов. 2
20.          Названия предметов 2
21.          Признаки предметов 2
22.          Состав предметов 2
23.          Итоговое занятие по разделу. 2
24.          Тема 2. Действия предметов  
25.          Понятия «ВВЕРХ», «ВНИЗ», «ВПРАВО», «ВЛЕВО». Управление блоком клавиш. 4
26.          Последовательность событий и состояний в природе. 2
27.          Действия предметов. 2
28.          Порядок действий. 2
29.          Итоговое занятие по разделу. 2
30.          Раздел 4. Элементы логики  
31.          Знакомство с понятиями «Истина», «Ложь» 2
32.          Информация и способы её получения 2
33.          Итоговое занятие. 2
34.          Всего: 68